Апр
12
2015

Выученная беспомощность

Один из зарубежных специалистов поставил диагноз гражданам России: выученная беспомощность.
Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность.

Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.
Селигман вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал похожую схему эксперимента с ударом током, но уже с участием трех групп собак.
Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия.
У второй группы собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.
Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.
В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.
После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.
Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.
Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.
Формируется выученная беспомощность неоднократным повторением негативного опыта, независимо от возраста.


Предпосылки формирования:

1. Отсутствие адекватных последствий, т.е. полное игнорирование окружением действий индивида.

2. Одинаковые последствия – реакция на все действия одинаковая: сделал плохо – наказали, сделал хорошо – наказали, или наоборот – за всякие действия – похвала.

3. Отсутствие связи между действием и последствием действия: отсрочка последствий на действия (слишком поздно, чтобы помнить за что).

4. Предъявление серий нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи.

5. Сравнение с более успешным человеком (он хороший – я плохой).

При выученной беспомощности доминирует мотивация избегания или полное ее отсутствие  (только не трогайте меня!)

Личностная установка: “Это в принципе возможно, даже для любого другого возможно – но не для меня” или “Мои успехи из-за вас, мои неудачи – из-за меня” – обесценивание себя и своих действий.

Преодолеть выученную беспомощность можно при условии, если удается доказать, что

a) задача не решается только здесь и сейчас, и трудные задачи необходимо разбивать на составляющие этапы (и применять этот принцип на практике, закрепляя положительный результат),

b) с задачей не смог бы справиться никто,

c) если удается показать, что успехи – это его успехи.

В формировании выученной беспомощности участвуют родители, школа и государство с непоследовательной политикой и противоречивыми законами.

Например, сейчас предлагается каждому желающему по 1 га земли на Дальнем Востоке с разного рода заманчивыми обещаниями и тут же выходит закон о ТОРах, в котором сказано, что земли с постройками  будут отчуждаться у населения в пользу арендаторов.

Синдром выученной беспомощности – благоприятная почва для алкоголизма, пищевой зависимости и других аддикций. В свою очередь аддикции, алкоголизм в том числе, провоцируют развитие синдрома выученной беспомощности.

=

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: дети,зависимые |

1 отзыв »

  • Вячеслав

    Эклектика. У нас из любой группы, при попытке перепрыгнуть, раньше пристреливали. Когда разрешили, миллионы перепрыгнули, в том числе и в США. Не заметили этого или не поняли? Только у нас алкоголизм, депрессии и невозможность пробиться, у них теперь тоже не так уж эдорово. Доводить собак издевательствами до состояния невменяемости, когда она боится уже всего.
    США тоже имеют большой опыт подавления и мало кто решается выступить против в той же Европе.
    Невостребованность имеет место. Подавление инициативы, но это не только у нас.

    Отзыв | 18 Май 2015

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта