Июнь
02
2014

Виды семейного воспитания

Решающая роль в формировании личности и характера ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит семейному воспитанию.

Существуют различные формы патологических отклонений в формировании личности под влиянием неправильного воспитания. У детей раннего и дошкольного возраста, которые растут в условиях гипоопеки, может в той или иной степени задерживаться формирование навыков опрятности, самообслуживания, речи, игровой деятельности. Несмотря на наличие фразовой речи, дети могут мало ею пользоваться, заменяя ее выразительной жестикуляцией или криками. Их игровая деятельность однообразна и бедна по содержанию. Нередко запаздывают развитие интеллектуальных интересов, в частности интереса к содержанию и иллюстрациям книг для детей.

Чрезмерно строгие требования взрослых к соблюдению навыков опрятности нередко вызывают нарушения опрятности, появляются энурез и энкопрез, различные сопутствующие невротические расстройства – страхи, расстройства сна и т. д.

При воспитании по типу ” кумир семьи”, когда ребенок становится объектом общего обожания и восхищения, а все его желания и капризы немедленно исполняются, в раннем и предшкольном возрасте фиксируются и гипертрофируются естественные для этого возраста проявления негативизма. В ответ на запрещение у таких детей часто возникают примитивные истерические реакции: падение на пол, беспорядочнные движения конечностей, громкий крик и плач. При правильном воспитании используются разумные средства поощрения, порицания и наказания.

Устойчивое сочетание различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Потворствующая гиперпротекция (чрезмерное уделение сил и времени родителями на воспитание ребенка ) способствует развитию истероидных и гипертимных черт характера у ребенка.

Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и зареты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации (желание свободы) и обусловливает острые аффективные реакциии. При тревожно-мнительном ( психастеническом ), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу “Золушки”. Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной ( неустойчивой) , сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с недостатком внимания к нему со стороны родителей,меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной акцентуации характера.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это неопределенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за чсет ребенка. Это может выражаться в следующем:

- расширение сферы родительских чувств;

- предпочтение в ребенке детских качеств;

- воспитательская неуверенность родителя;

- фобия утраты ребенка;

- недоразвитость родительских чувств;

- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка;

- проекция на ребенка собственных нежелательных качеств;

- внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную  (доминирующую или потворствующую ) протекцию или, наоборот, – гиперпротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.

Перед специалистами стоит задача найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.

Роль семьи в развитии детей.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: дети |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта