Образование в России
Все чаще и чаще современные родители жалуются на перегруженность детей в школах: дети плохо усваивают материал, много ненужных предметов и т.д.
А как обстояло дело в дореволюционной (царской) России? Какая была нагрузка у детей и чему их учили в небольшой подборке:
Царскосельский лицей ( открытие в 1811г. В 1822 году Лицей передали в ведомство главного директора кадетских и пажеских корпусов, а в 1843 году перевели из Царского Села в Петербург, переименовав из Царскосельского в Александровский. Лицей просуществовал почти сто лет, многие его воспитанники стали достойными гражданами своей страны – военными, инженерами, учеными.).
В Лицее изучались следующие дисциплины:
нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Принимались дети 10-12 лет по итогам вступительных экзаменов.
Расписание дня лицеистов.
6 утра – подъем по звонку
С 7 до 9 часов – класс (учебные занятия)
В 9 часов – чай с белой булкой (никаких завтраков!)
С 9 до 10 часов – первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки»)
С 10 до 12 часов – класс
С 12 до 1 часу – вторая прогулка
В 1 час – обед из трех блюд
С 2 до 3 часов – чистописание или рисование
С 3 до 5 – класс
В 5 часов – чай
С 5 до 6 часов – прогулка
С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих
В половине 9-го – ужин
После ужина до 10 часов – отдых, развлечения
В 10 часов – сон.
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.
В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий:
Отделение в классе за особенный стол;
Имена ленивых выставляются в классе на черной доске белыми буквами;
Лишение общего стола. Воспитанник сажается на хлеб и воду (более двух дней это наказание не может продолжаться);
Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания. Это наказание не должно продолжаться более трех дней. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».
Меры поощрения были в Лицее следующие:
Имена отличников изображаются на белой доске золотыми буквами и выставляются в классе;
Даются отличившимся ученикам книги с надписью директора и профессора той науки, в коей показывали отличные успехи;
При испытаниях определяются отличившимся золотые и серебряные медали.
Царскосельская Императорская Николаевская гимназия
В день открытия новой гимназии директор И. И. Пискарев закончил свою речь обращением к родителям и ученикам, которое и поныне звучит актуально:
«Родители! Вверив образование детей ваших гимназии, не ослабляйте семейного домашнего воспитания. Семья — колыбель гражданственности, нравственности и религии, а в гражданственности — причина и цель образования, в нравственности — основа, в религии — источник.
Дети! За благодеяния образования, которое открывают и предоставляют вам ныне родители и сограждане ваши, воздайте обществу, благодеющему вам, добрым поведением, любовью к наукам и прилежанием к ученью».
Повседневная жизнь гимназии.
Программа обучения и распорядок жизни в Николаевской гимназии были такими же, как и в других классических гимназиях дореволюционной России, сохраняя как достоинства, так и недостатки образовательной системы.
Жизнь учеников, как в гимназии, так и вне её регламентировалась различными постановлениями.
Распорядок учебного дня в 1871-1872 уч.гг (расписание уроков этого года)
Начало уроков ежедневно в 9 часов утра.
Каждый урок продолжается 1 час.
Отдыхи между уроками (перемены):
в приготовительном классе
между 1, 2 и 3 уроками по 15 мин.
между 2 и 3 и 30 мин.;
в 1, 2, 3 и 4 классах
между 1 и 2, 4 уроками по 5 мин.
между 2 и 3 —10 мин.
между 3 и 4 – 30 мин.
Урок и пения во 2, 3 и 4-м классах преподаются по субботам по окончании классов. Гимнастические упражнения проводятся два раза в неделю в неклассное время, последний урок.
Изучаемые предметы:
Учебный процесс строго подчинялся так называемым гимназическим уставам, предписывавшим не только перечень изучаемых предметов, но и время отведенное на каждый из них.
Так, согласно гимназического устава 1871 года, курс обучения длился 8 лет, на латинский и греческий языки отводилось 41% учебного времени, а на физику, математику и естествознание лишь 18%,
Во второй половине XIX века в классических гимназиях изучались:
Закон Божий,
русский язык,
церковнославянский язык
словесность,
древние языки (латинский и греческий),
история,
география,
естественная история,
математика,
физика,
космография,
чистописание
рисование
пение
В классических гимназиях естественные науки не преподавались, для их изучения существовали реальные гимназии и училища.
С течением времени перечень изучаемых предметов слегка изменился: греческий язык стал необязательным предметом, было введено изучение французского и немецкого языков, основ философии.
Основные назначения гимназий:
1) приготовить к слушанию университетских наук;
2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и
3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах.
Женские гимназии.
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок. В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам – “отрокам и девицам”. С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам.
Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.
В 1857 году открылось женское училище. К обучению допускались девицы всех свободных состояний.
Учебный курс включал в себя первоначально:
1. русский язык,
2.Закон Божий,
3.словесность,
4.историю,
5.географию
6.естествознание,
7.арифметику,
8.геометрию,
9.французский и немецкий языки,
10.начала педагогики,
11.чистописание,
12.рисование,
13.пение,
14.женские хозяйственные рукоделия и танцы.
Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.
С 1872г. в России стали открываться частные женские гимназии. По положению о частных женских гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами, что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному учебному округу. В 70-х 19в. было открыто 23 гимназии.
Современным детям такие нагрузки выдержать весьма нелегко. Однако, если исключить бесчисленные компьютерные игры, бессмысленное “общение” в соцсетях и всепоглощающий просмотр телевизионных программ, времени и сил хватит легко освоить программы обучения современной школы.
Общайтесь со мной:
Отзывов нет »
RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека