Ноя
13
2013

Вседозволенность

Свобода и вседозволенность – понятия, которые часто подменяются друг другом.

Вседозволенность – уверенность в безнаказанности, часто проявляется ситуативно, под влиянием эмоций. На первом месте  «Я» и «Хочу». Если не запрещено, значит, можно? Многие так и живут. А когда приходит время отвечать – удивление: «Я всегда так делаю, я привык так жить…», или «Ему можно, а мне нельзя?». Свобода самовыражения не есть вседозволенность.

Понятие свободы закладывается в детстве, подтвержденное соответствующими поступками. Свободный человек делает свой выбор осознанно,  предвидя, просчитав, все варианты предполагаемых последствий, сделанного выбора. Но это приходит не сразу. Родители, любящие родители, уважающие желания ребенка, предоставляют ему сделать выбор и предупреждают о возможных вариантах развития событий. Ребенок выбирает наиболее приемлемый вариант и отвечает за свой выбор: «Хочешь кататься – люби и саночки возить». Получив урок ответственности за свой выбор, ребенок учится выстраивать иерархию мотивов: что главнее в данный момент, что можно отложить на потом, а от чего следует отказаться.

Свобода – делаю что хочу, но при этом никто не страдает, я никому не наношу вреда.

Вседозволенность – делаю что хочу, а другие люди меня не интересуют.

Безнаказанность порождает вседозволенность.

“Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает. Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите?

Как представить, чтобы ребенок, обуреваемый таким образом гневом и пожираемый самыми раздражающими страстями, мог быть когда-нибудь счастлив? Какое уж тут счастье! Он одновременно и деспот, и в то же время самый низкий из рабов, самая жалкая из тварей. Я видел детей, воспитанных таким образом; они желали, чтобы им плечом своротили с места дом, чтобы дали петуха, которого они видели на шпице колокольни, чтобы остановили шествие полка и дали им подольше послушать барабанный бой, и, если не спешили им повиноваться, они оглашали криками воздух, не желая никого слушать. Все тщетно хлопотали угодить им; так как вследствие легкости исполнения желания их усиливались, то они упорно настаивали на вещах невозможных и всюду находили себе только противоречия и препятствия, муку и скорбь. Вечно бранясь, вечно своевольничая, вечно злясь, они целые дни проводили в криках и жалобах. Могли ли они быть существами вполне счастливыми? Соединение слабости и господства порождает лишь безумие и бедствия. Из двух избалованных детей один бьет стол, другой заставляет бичевать море: им придется много бичевать и бить, прежде чем они будут жить довольными”.

Жан-Жак Рассо 1712 – 1778 г.г французский писатель, мыслитель, музыковед, композитор.

(Из биографии Ж-Ж Руссо:

В 40-х гг. Руссо получает место домашнего секретаря у графа Монтегю, французского посланника в Венеции. Посланник смотрел на него как на слугу, Руссо же воображал себя дипломатом  ( спас в это время Неаполитанское королевство). Однако, посланник выгнал его из дома, не уплатив жалованья. Руссо вернулся в Париж и подал жалобу на Монтегю, увенчавшуюся успехом.).

 см. Самоутверждение

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: дети,про жизнь |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта