Задержка психического развития (ЗПР)
Отставание в психо-физическом развитии от сверстников дошкольного возраста определяется как задержка психического развития ребенка.
Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Причины возникновения ЗПР могут быть как биологические, так и социальные.
К биологическим относятся:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
- недоношенность;
- асфиксия и травмы при родах;
- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;
- генетическая обусловленность;
- частые соматические заболевания;
- конституциональное развитие (гармонический инфантилизм).
Социальные причины задержки психического развития – это
- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка (напр. длительное пребывание в больнице на лечении);
- неблагоприятные условия воспитания (гиперопека, гипоопека), частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.
- педагогическая запущенность по типу Маугли.
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, наиболее выраженными проявлениями которой являются эмоциональная неустойчивость и лабильность, состояние повышенного беспокойства и тревожности, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость.
Проявление эмоций этих детей соответствуют психике ребенка более младшего возраста.
Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует, т.к. дети, не имеющие отклонений в развитии, сторонятся их, им вместе не интересно. Большинство детей с ЗПР предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.
Возникают проблемы с учебной деятельностью: неспособность длительное время удерживать внимание, повышенная утомляемость, ограниченный словарный запас, несформированность мыслительной деятельности, нарушение критичности и анализа, нарушение дисциплины.
У детей с задержкой развития доминирует не учебная, а игровая деятельность.
При регулярных систематических занятиях, ребенок к пубертатному возрасту должен в своем психо-физическом развитии сровняться со своими сверстниками.
Часто непосвященные люди ставят знак равенства между ЗПР и олигофренией стадией дебильности. Бывает действительно трудно отличить ЗПР от дебильности, но дети с ЗПР при выполнении заданий активно пользуются подсказкой, а дети с легкой степенью олигофрении игнорируют все подсказки.
Не стоить путать также ЗПР с ЗРР.
ЗПР – задержка психического развития.
ЗРР – задержка речевого развития.
Общайтесь со мной:
Отзывов нет »
RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека