Март
21
2013

Задержка психического развития (ЗПР)

Отставание в психо-физическом развитии от сверстников дошкольного возраста определяется как задержка психического развития ребенка.

Память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста, и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины возникновения ЗПР могут быть как биологические, так  и социальные.

К биологическим относятся:

- патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

- недоношенность;

- асфиксия и травмы при родах;

- заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

- генетическая обусловленность;

- частые соматические заболевания;

- конституциональное развитие (гармонический инфантилизм).

Социальные причины задержки психического развития – это

- длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка (напр. длительное пребывание в больнице на лечении);

- неблагоприятные условия воспитания (гиперопека, гипоопека), частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

- педагогическая запущенность по типу Маугли.

У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, наиболее выраженными проявлениями которой являются эмоциональная неустойчивость и лабильность, состояние повышенного беспокойства и тревожности, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость.

Проявление эмоций этих детей соответствуют психике ребенка более младшего возраста.

Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует, т.к. дети, не имеющие отклонений в развитии, сторонятся их, им вместе не интересно.  Большинство детей с ЗПР предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

Возникают проблемы с учебной деятельностью: неспособность длительное время удерживать внимание, повышенная утомляемость, ограниченный словарный запас, несформированность мыслительной деятельности, нарушение критичности и анализа, нарушение дисциплины.

У детей с задержкой развития доминирует не учебная, а игровая деятельность.

При регулярных систематических занятиях, ребенок  к пубертатному возрасту должен в своем психо-физическом развитии сровняться со своими сверстниками.

Часто непосвященные люди ставят знак равенства между ЗПР и олигофренией стадией дебильности. Бывает действительно трудно отличить ЗПР от дебильности, но дети с ЗПР при выполнении заданий активно пользуются подсказкой, а дети с легкой степенью олигофрении  игнорируют все подсказки.

Не стоить путать также ЗПР с ЗРР.

ЗПР – задержка психического  развития.

ЗРР – задержка речевого развития.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: дети |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта