Окт
29
2011

психогигиена и психопрофилактика детей в дошкольном возрасте

Психогигиена – раздел общей гигиены, разрабатывающий формы и методы сохранения и укрепления психического здоровья населения.

Задачи, формы и методы психогигиены существенно различаются в разные возрастные периоды.

Основы психогигиены закладываются в раннем и дошкольном возрасте. Основная роль в организации психогигиенического подхода к детям раннего и дошкольного возраста принадлежит врачам педиатрам и воспитателям дошкольного учреждения. В связи с этим важным является наличие у педиатров и воспитателей основных представлений об особенностях психического развития детей этих возрастных периодах.

Нервно-психическое развитие наиболее интенсивно и динамично в раннем возрасте ( от 0 до 3 лет ). Для нормально развивающегося ребенка в первые 3 мес. жизни характерны повышенное внимание к речи взрослых, появление улыбки в ответ на речевое обращение матери, фиксация взгляда на предметах и способность к зрительному слежению за движущимися предметами, возникновение ” комплекса оживления “, т. е. интенсивных движений рук, ног, головы, туловища, сопровождающихся улыбкой и звуковой реакцией ( громким гулением ), когда к ребенку обращаются, берут его на руки, играют с ним.

Приблизительно к 3 месяцу нормально развивающийся ребенок хорошо держит головку.

С 3 до 6 мес. ребенок начинает больше бодрствовать, ” комплекс оживления ” возникает чаще, появляется громкий смех при игре, он осматривает, ощупывает и захватывает висящие перед ним игрушки, подолгу ощупывает свои руки, может сесть и сидеть с поддержкой, начинает произносить слоги и дифференцирует своих родственников.

От полугода до года ребенок уже манипулирует предметами: бросает игрушки. рвет бумагу и т.п. Эти действия позволяют ребенку ощутить вес, звук, плотность падающего предмета,развивает крупную моторику рук и координацию движений, манипуляции с бумагой или лепестками цветов развивают мелкую моторику пальцев. Замечено, что дети, предпочитающие в раннем возрасте бумагу или лепестки, в дальнейшем уделяют особое внимание детализации, тщательной проработке выполняемого задания.

В 10 мес. ребенок ползает. В этот период активизируется древнейшие отделы головного мозга. Он учится ощущать всоё тело, получает радость от свободы передвижения, что очень важено развития для ребенка. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратрые сигналы, состовляющие сожержание обратной связи и постоянно сопоставляющие с запланированным действием.

Дети с минимальной мозговой недостаточностью, которая бывает при родовой травме или патологии беременности, не прыгают на коленях у взрослых при поддержке, а переступают с ноги на ногу, как бы маршируя, не ползают, а сразу начинают ходить, причем очень быстро, почти бегом. У них повышен мышечный тонус. Им сложно расслабляться, они активны и очень подвижны.

К году здоровый ребенок должен сомостоятельно ходиь, пить из чашки, выполнять элементарные задания (дай ручку, мяч и т. п.), употреблять простейшие слова (“мама”, “папа”, “дай”).

На втором году жизни ребенок свободно ходит по горизонтальной и наклонной плоскости, производит целенаправленные действия с предметами ( собирает пирамиду из 2-3 колец ), различает предметы по величине ( большие и маленькие ), запас слов увеличивается до нескольких десятков, появляются фразы из 2-3 слов, включая существительные, глаголы и другие части речи. Ребенок отвечает на простые вопросы, может сам задать вопрос: ” Чо это?”. Появляются начальные навыки самообслуживания и опрятности.

От 2 до 3 лет ребенок овладевает навыками самообслуживания, умеет самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, а часто и завязать шнурки на ботинках, умеет мыть руки и вытирать их, аккуратно самостоятельно ест, участвует в коллективных играх сверстников, согласовывая свою игру с другими детьми. Словарь ребенка к 3 годам увеличивается до 1200 – 1500 слов, которые включают все части речи, кроме причастия и деепричастия, имеется развернутая фразовая речь, ребенок задает вопрос “Зачем?”, “Почему?”, у него сформированы понятия цвета (красный, желтый, зеленый, синий ) и колличество предметов (один, два, много, больше, меньше ). В речи имеется физиологические особенности звукопроизношения (нечеткость или отсутствие звуков “р”, “л”, шипящих). К 3 годам ребенок понимает смысл таких нравственно-оценочных понятий, как “хорошо” и “плохо”.

Однако встречаются дети, которые в 3 года еще не говорят или говорят крайне плохо. После 3-х лет эти дети вдруг становятся многоречимыми, чисто и правильно построив свою речь. В психологии этот феномен называют вербализмом. Отличается развитие таких детей тем, что у них недостаточно развита мелкая моторика, они не любят лепить и конструировать, в дальнейшем будет обнаружено нарушение фонематического слуха и, как следствие, школьные проблемы по русскому языку и математике.

К 3 годам завершается формирование базисного мышления – наглядно-действенного. На его основе будут строится все последующие виды мыслительной деятельности.

Как показывает практика, уже на первом и втором году жизни выявляются некоторые личностные особенности: повышенная тормозимость, чрезмерная привязанность к матери, тревожнось и боязливось и т.п. Эти личностные проявления чаще обнаруживаются у детей раннего возраста с психическими нарушениями, в частности при невропатических состояниях разного происхождения. Ранний анамнез должен включать не только характеристику общего психического, речевого и психомоторного развития ребенка в первые годы жизни, но и сведения об особенностях его личностного реагирования, связанного с индивидуальными особенностями темперамента, сферы инстинктов и влечений, низшей аффективности.

Компенсирующие игры и упражнения:

1. В мешочек кладут разные по плотности, форме, ощущаемой поверхности (шершавые, гладкие) предметы и ребенок, опустив руку в мешок, должен наощупь определить что у него в руках, описав свойства предмета.

2. Детям завязывают глаза и, трижды повернувшись на месте, должны начать искать кого-либо из детей и определить, кого они нашли.

3. Дети становятся на четвереньки и по команде взрослого изображают животныж в движении: лисичка, лошадка, рак ( передвигаются назад), краб ( движения вбок), лягушка. Из позиции лежа согнуть колени, обхватив руками, лоб прижать к коленям и покататься вперед-назад, как качели. Лежа на спине согнуть колени и отклонить их вправо, пока не коснуться пола, а руки и голову повернуть влево, повторить наоборот.

4. Изготавление папье-маше: на внутреннюю поверхность блюдца кладут влажную бумагу и хорошо, разровняв ее, прижимают ко дну, чтобы она приняла форму донышка. Далее рвет на кусочки неплотный лист бумаги и, обмакнув в воду, кладут в произвольном порядке на предыдущий лист. Когда на дне блюдцабуде уже несколько слоев ржаной бумаги, сверху кладут целый влажный лист, плотно прижимают. Края обрезают по краю блюдца и дают высохнуть. Когда высохнет изделие, его можно расписать акварельными красками.

5. Мячи разных размеров и из разных материалов. Дети становятся в круг. У каждого по мячу. Один ребенок бросает какой-нибудь мяч, например пластиковый, другому ребенку, который ловит мяч и бросает другому ребенку свой мяч. Таким образом все дети обмениваются своими мячами. Во время броска ребенок выкрикивает материал, из которого изготовлен мяч: каучук, пластик, резина.

6. Все дети отворачиваются. Один ребенок рукой о пол бьет мяч. Дети должны по звуку определить какой это мяч.

7.Работа с пластелином. Дети должны прочувствовать изменение плотности пластелина от изменения температуры.

8. Релаксационные упражнения. Дети ложатся на маты. а) Воспитатель предлагает представить детям, что они сделаны из пластелина. Светит теплое солнце, пластелин начинает таять. Мышцы расслабляются, ребятам жарко. б) Дети должны представить,что они надувные куклы. Теперь воздух выдувается из них. Если приподнять руку ребенка, она свободно упадет. Мышечное расслабление достигнуто.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) значительо возрастает самостоятельнось поведения с разнообразием деятельности, накоплением запаса представлений и понятий, приобретением многих навыков и умений.

Для психики детей дошкольного возраста типично формирование произвольного внимания,относительно высокое развитие образной памяти и образного воображения. главное – постепенный переход мышления и речи во “внутренний план”, все большее их “свертывание”. Наглядно – действенный и конкретно – образный типы мышления с синкретизмом,т.е. с нерасчлененными, слитными представлениями, произвольно объединенными наиболее заметными деталями, остаются ведущими на протяжении дошкольного возраста. Переход внешней речи во внутреннюю начирается в возрасте 4 -5 лет.

Психическая деятельность формируется из внешней, всякий процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. В дальнейшем операция утрачивает характер внешнего действия с предметами и производится во внешней речи ( рассуждения вслух), а потом “по себя”, “в уме”. Благодаря этому она абстрагируется от конкретных предметных условий и приобретает более обобщенный характер. Происходит специфическое “сокращение процесса”, его автоматизация и переход в динамический стереотип. Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи, личностно мотивированным. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов.

Дети, не владеющие внешней речью, быстро отказываются от выполнения заданий, соответствующих их возрасту, становятся раздражительными и плаксивыми. Они не мотивированы на конечный результат, задачи средней сложности их не интересуют, предпочтения отдаются более низкому уровню.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное созревание эмоционально-волевых свойств личности. У детей начинают формироваться гностические эмоции (“радость познания”), потребность в совместной деятельности со сверстниками, элементы нравственных чувств (чуткость, чувство долга, ответственность, стыд), стремление к самостоятельности, выдержка при отсрочке достижения цели, волевая мотивация действий.

Интенсивное формирование свойств личности, в частности самостоятельности, сопровождается упрямсвом, негативизмом, капризами, которые составляют основу реакций протеста, отказа и других ситуационных психогенных реакций.

В конце дошкольного возраста появляются психологические предпосылки для внутренних конфликтов между желаемым и реально возможным, что представляет основу психогенеза неврозов.

Коррекционные и компенсирующие упражнения :

1. При выполнении заданий средней трудности необходимо стимулировать ребенка комментировать свои действия, рассуждать вслух, поощрять в достигнутом.

2. Совместное построение снежной или песочной крепости.

3. Проигрывание детьми реальной конфликтной или травмирующей ситуации, используя сказочных персонажей или литературных героев.

4. Поощрение желаемого поведения детей.

5. Театр теней. Кистями рук и пальцами дети делают фигуры, которые на тени четко узнаваемы изображения животных, людей: собака, птица, старик, заяц, олень или козлик и т.д.

6. Возьмите мячик, встаньте в круг вместе с детьми и попробуйте найти как можно больше продолжений предложения ” Листья бывают…” ( столы бывают…, мебель бывает… и т.д.). Каждый называет одно предложение и перебрасывает мячик другому участнику.

7. ” Дождь”. Ведущий делит участников игры на три группы. Первая группа по сигналу начинает поочередно щелкать пальцами то правой, то левой руки, вторая через некоторое время поочередно похлопывать ладонями по коленкам, а чуть позже третья команда начинает притопывать ногами – правая-левая, права-левая. Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Заканчивается в обратном порядке. Хорошо закончить упражнение вопросом: ” Кто что услышал? “.

8. Дети одевают волшебные очки ( их можно сделать из картона ) и называют находящиеся в комнате предметы только зеленого цвета ( красного цвета, круглые, прямоугольные и т.д.).

 

 

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: дети |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта