Апр
27
2012

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Музыкотерапию используют для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройств; как средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма; оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.

В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач. ХХ столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.

Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы подбираются индивидуально.

Школа М. Монтессори. Смешанные по возрасту классы. Дети от 4 до 7 лет.

Дети веселые и подвижные, как и положено быть детям. Но вот замечаю, что один пятилетний мальчик не участвует в играх, сидит в сторонке и тупо обводит карандашом трафарет. Проходит полчаса, час. Ничего не меняется. Что случилось, что беспокоит – не может объяснить. Словарный запас и уровень рефлексии не позволяют сформулировать эмоциональное состояние.

Тогда я даю ему лист бумаги, цветные карандаши и краски, включаю запись 2-го фортепианного концерта Рахманинова и приказываю: «Рисуй!».

И он начинает рисовать именно теми мрачными красками, которые созвучны его настроению и звучащей музыке. Рисовал долго, явно наслаждаясь процессом. Потом говорит: «Все, больше не хочу!». Тогда я ему даю другой лист бумаги и говорю: «Рисуй!». Включаю music from the Andes. Ребенок рисует солнце, цветы, синее небо… и на глазах оживает, глаза блестят, бросает рисовать и убегает играть с детьми. На следующий день, как только увидел меня, сразу попросил: «Поставьте мне солнышко, я порисую!». На третий день ни музыка, ни краски ему не были нужны – он активно осваивал свой детский мир.

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: дети |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта