Апр
09
2012

ЖЕНЩИНА В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

Ефлова М. Ю., Фурсова В. В.

Россия, Казань, Казанский государственный университет

 

Согласно многочисленным исследованиям в современном обществе постоянно воспроизводится гендерное неравенство, которое выражается в том, что женщины имеют меньше шансов, чем мужчины занять высокие позиции в сфере экономики, политики, образования, науке. На эту закономерность, характерную для всех стран, указывал еще Т.Парсонс, который отмечал, что женщины всегда пользуются меньшими социальными шансами, чем мужчины, так как им заранее предопределена социальная роль воспроизводства населения. Также и П.Бурдье в своих произведениях  показывает, что процесс гендерного неравенства начинается еще с семейного происхождения, продолжается на протяжении всех лет обучения в средней школе и усугубляется в университете. Так в своей работе «Наследники» [1] Бурдье и Пассерон  отмечают, что девочки имеют восемь шансов получить высшее образование, мальчики десять. Эти различия еще более велики внизу социальной лестницы, в то время как они уменьшаются у высших  и средних слоев или даже аннулируются.

В работе «Человек академический» Бурдье уделяет внимание социальному неравенству в высшем образовании. Он показывает, что успех преподавателя, особенно женщины, доступ к определенному статусу, академические достижения и социальный престиж зависят от следующих социально-культурных факторов:

1.Экономического капитала, унаследованного культурного и социального капитала, социального происхождения, профессии отца, региона происхождения, первоначальной религия семьи.

2.Образовательного капитала: школьного образования, (лицей или частная школа в Париже или в провинции), образовательного успех на уровне вторичного образования, места получения высшего образования (Париж, провинция, зарубежные вузы), приобретенной квалификации.

3.Капитала академической власти: членства в Институте, в Консультативном Комитете Университета, занятия постов декана или директора института.

4.Капитала научной власти: управления исследовательским подразделением, преподавания в институте, членства в Высшем Совете Научных Исследований.

5.Капитала научного престижа: членства в  престижном университете, научных отличий, переводов трудов на иностранные языки, участия в международных конгрессах.

6.Капитала интеллектуальной известности: членства во Французской Академии и упоминания в лучших изданиях, появления на телевидении, публикаций статей в газетах, еженедельниках или интеллектуальных обозрениях, книгах, членства в редакционных комитетах интеллектуальных обозрений.

Как отмечает П.Бурдье, привилегии в получении вышерассмотренных позиций имеют в большей степени мужчины, чем женщины, об этом свидетельствует и большее количество мужчин в высших эшелонах власти во французских университетах.

Феминистская социология также вносит свой вклад в анализ образовательного неравенства и социальной стратификации. М.Волстонкрафт, представительница либерального феминизма, в своей работе «Возможность равных прав для женщины» доказывает, что женщина как и мужчина, обладает разумом и правом на образование. Начиная с 70-х гг. XIX века уважение прав женщин в свободном демократическом обществе, по мнению представителей либерального феминизма, приводит к возрастающей возможности выбора женщинами образования в соответствии со своими способностями и желаниями. Однако К. Милль, представляющая направление радикального феминизма, отмечает, что патриархальная культура до сих пор является господствующей, так как существует традиционное разделение между общественной (рациональная работа для мужчин) и частной сферой (домашняя женская работа). Радикальные феминисты изучают символические формы мужской власти в образовательном пространстве, текстах и поведении социальных субъектов, гендерный язык молодежи, сексуальное доминирование мужчин в различных структурах. Они призывают женщин «к освобождению» с помощью критики мужского господства в образовании.

Постструктуралистская феминистская теория уделяет внимание  проблемам этнической и гендерной дискриминации женщин. Ее представители анализируют положение «черной» женщины в современном обществе (Хилл-Коллинс,1990; Блер, 1995). За последние 15 лет многие постструктуралистские феминисты доказывали, что социальная теория должна развиваться, отходя от дуалистического понимания истины и полярных понятий «мужчина» и «женщина». Они большое внимание уделяют роли родителей в изменении и воспроизводстве гендерных иерархий.

В России существует множество проблем в плане получения образования и достижения карьеры, обусловленных в большей степени, чем на Западе влиянием патриархальной «мужской культуры» и воспроизводством гендерных стереотипов относительно мужских и женских ролей в обществе. Порой женщина труднее отстаивает свои карьерные притязания, тем более что ей трудно разрушить сложившиеся стереотипы в отношении ее роли в обществе. Если, к тому же, женщина замужем и имеет детей, ей приходится считаться с мнением мужа, который не всегда способствует ее стремлениям к власти и научным достижениям. На Западе в связи с широкой и разнообразной системой социальной защиты женщин, с меняющимися мужскими стереотипами, с бурно развивающимся феминистским движением, реализовываться женщинам гораздо легче.

Кроме того, по прежнему распространена конструкция «мужских» и «женских» специальностей, на которые учителя ориентируют детей еще в школе. Там же формируются и соответствующие ролевые стереотипы. Российским женщинам гораздо сложнее совмещать семью и работу, им гораздо тяжелее устроиться на работу, так как приоритет отдается молодым, привлекательным, бездетным. Также, в связи и с правовой незащищенностью, женщины в России, как правило, и получают за свой труд меньше мужчин и, к тому же, подвергаются сексуальным домогательствам на работе. Основная часть домашней работы ложится на плечи женщин, неудивительно, что мужчинам в такой ситуации можно легче и быстрее сделать карьеру. Об этом свидетельствуют данные о количестве профессоров, руководителей, докторов наук, среди которых  в 4 раза больше мужчин, чем женщин. На подготовку докторской диссертации у женщин уходит от 17 до 35 лет, у мужчин менее 20 лет. Проблема в том, что большое количество лет у женщин уходит на рождение и воспитание детей, домашнее хозяйство. Мужчины также получают больше грантов, чем женщины, хотя незамужним  женщинам-ученым очень трудно содержать семью, не подрабатывая при этом на другой работе. Следовательно, они опять же тратят все свое свободное время на хозяйственные вопросы и дополнительную работу, что не способствует их стремлению добиваться научных высот или руководить коллективом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России отсутствует равенство возможностей  мужчин и женщин в отношении достижения карьеры.

В марте 2006 года на базе кафедры социологии КГУ было проведено социологическое исследование. Методом глубинного интервью опросили 51 женщину – преподаватель вуза г. Казани. Исследовательское поле представлено следующими вузами: КГУ, КГТУ, КГМУ, КГЭУ, КГФЭИ, КВАКУ, Казанская Государственная Консерватория, Казанский Государственный Университет культуры и искусств, ТГПУ, Казанский филиал Владимирского юридического института, КСЮИ.

Цель исследования – выяснить чувствуют ли женщины в высших учебных заведениях дискриминацию и ущемление прав со стороны коллег – мужчин. В целом, мнения женщин по вопросу гендерного равенства  разделились. Наиболее типичными ответами были следующие:

  • «Я думаю, что существует не равное положение мужчин и женщин в вузе. Очень часто бывшие студентки сталкиваются с тем, что им ставятся совершенно, на мой взгляд, не правомерные, идиотские требования: не рожай детей, не выходи замуж, пока не защитишь диссертацию, потому что они испортят какие-то показатели. Это первое. Второе, ни для кого не секрет, что мужчины чувствуют себя достаточно вольготно и, поэтому, как правило, самую неблагодарную тяжелую работу на кафедре возлагают на женщину. Мужчины защищены социально, они это прекрасно чувствуют, я не считаю, что это повод для каких-то трагедий, специальных разговоров. Это ситуация в стране, общая ситуация, она не может быть другой».
  • «Могу сказать, что мужчины и женщины равны. Большинство женщин в нашем вузе занимают руководящие посты: деканы, зам. деканы, заведующие кафедрами, проректора- женщины, ответственные работники различных административно- хозяйственных структур – женщины, пользующиеся большим уважением. Положение женщин и мужчин преподавателей тоже равное, как и в распределении нагрузки, так и в научной деятельности, в учебной работе, в выдвижении на руководящие посты».

По данным Госкомитета РФ по статистике, в России женщины составляют сегодня большинство преподавателей государственных вузов: в2000 г. их доля в этих вузах достигла 67%; среди профессорско-преподавательского состава равнялась 43%, а по мере перехода к высшим должностям (деканы, ректора) резко снижается [2]. Отношение среднемесячной номинально начисленной заработной платы женщин в науке и научном обслуживании России к заработной плате мужчин в России составила 68%. Вероятно женщин устраивает их положение, и они не чувствуют дискомфорта.

Таблица 1. Доля женщин в руководящем и преподавательском составе государственных вузов России (данные на начало 1999-2000 учебного года)

Должности Доля женщин (в %)
Ректоры 5
Проректоры, директора филиалов 16
Деканы факультетов 22
Заведующие кафедрами 26
Профессора в составе кафедр 19
Доценты в составе кафедр 42
Старшие преподаватели 64
Преподаватели, ассистенты 67

 

В нашем исследовании ни одна женщина – респондент не высказала желания избираться на административные позиции в вузе. Аргументы не в пользу карьерных амбиций были озвучены следующие: «администрирование мешает преподаванию», «это не мое», «многого достигла в своей профессии». А также:

  • «Не знаю… Все же я хочу сделать основной акцент на семью, на воспитание своих детей. Думаю все-таки, в будущем тоже не буду к этому стремиться».
  • «Я не планирую делать карьеру, потому что у меня нет лидерских качеств и желания управлять. Мне нравится преподавать, заниматься научной работой. Я бы не хотела занимать административные позиции – это не мое».

Высказывалось также мнение о том, что права и обязанности у всех одинаковые, однако отмечалось, что женщина еще и обременена семейными обязанностями и заботами, и это влияет на личные возможности самореализации.

  • Я давно работаю в вузе, мне очень нравится моя профессия, я защитилась, у меня прекрасные отношения на кафедре. Но у меня еще есть любимый муж и двое детей. Я не могу разорваться, поэтому приходится чем-то жертвовать, … конечно, карьерой. Не семьей же. Меня хватает только на подготовку к лекциям, что-то почитать, посмотреть, но на серьезную научную работу времени уже не остается. У нас на кафедре сейчас много одиноких женщин, вот они пусть и двигают науку – это их цель в жизни – карьера».

В результате исследования также выяснилось, что положение преподавателя и преподавательницы отличается в государственных вузах и коммерческих. Респонденты классического университета и технических  государственных вузов чаще высказывали тезисы о гендерном неравенстве в вузе.

В системе высшего образования складывается ситуация, когда важно совмещать позицию и преподавателя и ученого, причем преподавательская нагрузка и прилагаемая к ней методическая занимают значимую часть времени. В процессе перестройки наметилась тенденция падения престижа науки, сократилось ее финансирование, экстенсивный рост отечественной науки приостановился. В результате произошло понижение оплаты труда научных работников, замедление должностного продвижения молодых ученых. Приток мужчин в науку уменьшился и, соответственно, произошло увеличение темпов ее феминизации. Отношение к науке в последние годы несколько изменилось – поднимается престиж образования и престиж профессии преподавателя вуза, ученого, увеличивается финансирование, активизируется грантовая деятельность вуза. Эта в целом положительная тенденция, однако, не решает проблему гендерного неравенства в системе образования.

Любопытно проанализировать некоторые параметры гендерного состава КГУ: ректор и проректор – мужчины, из 60 членов Ученого совета КГУ 54 мужчины, из 29 заслуженных профессоров Казанского университета четыре женщины.

Если прокомментировать статистику выдержками из интервью, то женщины отмечают:

  • «…наверное, женщины сейчас стремятся ни в чем не уступать мужчинам. Они так же высоко образованны, умны. Да и мужчины тоже все больше понимают, что женщины так же могут ничем не уступать им и занимать равное с ними положение»;
  • «…и условия для работы у всех одинаковые, и требования ко всем тоже одинаковые. Но только женщина еще и обременена семейными обязанностями и заботами, что затрудняет возможность для ее самореализации несмотря на способности»;
  • «…все равно у нас общество мужчин»;
  • «…мужчины меньше уделяют времени домашнему хозяйству, семье, детям, у них появляется больше возможностей, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Естественно, большинство мужчин, которые на кафедре работают, достигли больших результатов. Они, как правило, являются докторами, профессорами, и в большей степени, естественно, занимаются и научной работой».

В целом, по результатам исследования, можно сделать следующие выводы: женщины в вузе чувствуют дискриминацию со стороны мужчин, и согласно статистике положение мужчин и женщин далеко не равное. Почти каждая из них совмещает две основные роли: работника и домохозяйки (матери), что, безусловно, влияет на деловую активность. Многие не ставят перед собой цели в достижении карьерных амбиций. Требования к мужчине- преподавателю и женщине-преподавательнице, по мнению респондентов не имеют значимых отличий, хотя некоторые отмечают, что женщины на кафедре в основном занимаются рутинной методической работой, а мужчины творческой научной.

Сами женщины выше оценивают профессиональные качества мужчины преподавателя, нежели женщины – преподавательницы. Подчеркиваются следующие качества: «дисциплинированность», «более интересные импровизации»; «лекции мужчины интереснее» (большее количество свободного времени влияет на более сильную подготовку к лекции). При реализации профессиональных целей женщины порой используют принадлежность к «слабому полу»: обаяние, привлекательный внешний вид, личные симпатии.

Как правило, женщины, совмещающие семью и работу «отстают» по ряду достижений, по сравнению с мужчинами. Что касается женщин – лидеров, находящихся на руководящих постах, они, как показывает исследование, предпочитают карьеру, а не семью, и часто не имеют своей семьи. Муж социально активной женщины не всегда поддерживает ее карьерные амбиции, в результате ей приходится делать выбор между семьей и работой. Многие адаптировались в данной патриархальной системе и считают мужское господство естественным явлением, поэтому и наблюдаются достаточно противоречивые высказывания по данной проблеме. Таким образом, гендерное неравенство в системе образования, как и в другой профессиональной сфере постоянно воспроизводится в связи со сложившимися культурно-обусловленными стереотипами в отношении женских и мужских ролей.

Литература:

1. Bourdieu P. Passeron J.-C. Les Heritiers .Les etudiants et la culture . Paris. Les editions de Minuit.- 1964.- P.76-87.

2. См.: Женщины и мужчины России: Краткий статистический сборник. / Госкомитет РФ по статистике. – М., 2000.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: про жизнь |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта