Июнь
28
2015

Советы молодому ученому.

РАН Уральское орделение ИЭРиЖ   2011  (Отрывок)

ГЛАВА 5. КАК СДЕЛАТЬ УСТНЫЙ ДОКЛАД

Р.М. Хантемиров

Устное выступление с докладом – это важная часть научной деятельности, которая, к сожалению, часто недооценивается. Люди с природным талантом оратора встречаются редко. Но с помощью труда и практического опыта можно добиться очень хорошего уровня презентации. Учитывая, что стандарты устных выступлений в научной практике довольно низкие, хорошее выступление часто становится запоминающимся событием.

Предварительное планирование

На данном этапе Вы должны приспособить доклад к конкретной ситуации. Прежде всего хорошо бы выяснить, кто будет присутствовать. Если это конференция – полезно ознакомиться со списком ее участников, выяснить их интересы, оценить состав слушателей – узкие или общие специалисты, сколько их будет. Выясните количество времени, выделенное для доклада. Уточните, включены ли в отведенное время и вопросы. Желательно все это сделать как можно раньше!

Подготовка

Нужно построить доклад вокруг одной идеи, используя все, что может лучше ее раскрыть, и выбрасывая все, что несущественно или может отвлечь внимание. Детальное обсуждение материала или слишком расширенный обзор не запомнятся, скорее, усыпят аудиторию.

После того как Вы решили, о чем будете говорить, необходимо решить, как это сказать. Главное в изложении – четкость.

В отличие от беседы или письменного документа, доклад – это что-то вроде одного залпа. Поэтому Ваш доклад должен быть хорошо сконструирован и представлен аудитории ясно и в логичной последовательности. Очень важен визуальный ряд доклада. В презентации откажитесь от таблиц. Если это невозможно – сократите их содержание до минимума. Громоздкие таблицы с мелкими цифрами только испортят впечатление от Вашего доклада. Старайтесь меньше использовать математические формулы: чтобы вникнуть в их суть, аудитории требуется длительное время, а это существенно снижает темп доклада. Основой зрительного ряда следует сделать рисунки и диаграммы. Они должны быть крупными, содержать минимум элементов, быть понятными и без комментариев, т.е. иметь заголовок и обозначения элементов.

Лучше отказаться от использования какого-либо фона для рисунков и текста. Изображение должно быть как можно более контрастным, чтобы даже при использовании проектора со слабой лампой в незатемненной аудитории можно было разглядеть текст и рисунки. Не увлекайтесь экзотическими видами переходов от слайда к слайду, компьютерным озвучиванием слайдов и прочим украшательством. Это лишь отвлечет аудиторию от смысла Вашей презентации.

Дополнительные эффекты

уместны только тогда, когда они усиливают интерес аудитории к содержанию доклада. Помогает восприятию выводимый на экран текст основных положений доклада (цель, методы, выводы). Текста должно быть немного, он должен быть хорошо видимым и на задних рядах. Не стоит во время доклада слово в слово зачитывать его!

Чем раньше Вы начнете готовить визуальные элементы, тем они будут лучше, но не утоните в бесконечном улучшении. Хороший зрительный ряд Вашей презентации спасет Вас от провала, если даже Вы потеряете на время дар речи.

Некоторые советы по структуре доклада:

– Не считайте, что аудитория хорошо знакома с основными представлениями и понятиями, лежащими в основе Вашего доклада. Очертите их кратко, но ясно в начале доклада.

– Восприятие информации аудиторией снижается по ходу  доклада. Поэтому если Вы представляете ряд положений, организуйте их от более к менее важным, а еще лучше – менее важные положения вообще выбросить.

– Определите цель доклада в его начале и вернитесь к ней в конце. Между этими моментами обсуждайте, как Ваш материал соотносится с целью. Вступление должно сразу вызвать интерес и приковать внимание аудитории, поэтому избегайте банальных начальных фраз («Спасибо оргкомитету за …») и технического жаргона.

– Не используйте списки («во-первых…», «во-вторых…»).

Вы можете спутать систему списка («во-первых…», «затем…», «на пятом этапе») или позже в докладе выяснится, что Вы пропустили какой-то пункт и Вам придется возвращаться назад.

– В заключение обобщите основные положения, которые Вы обсуждали, и как Ваша работа относится к вопросам, которые Вы подняли. Постарайтесь помочь аудитории сохранить в памяти эту последнюю информацию. Отметьте начало заключения («В заключение …»).

– Не забудьте отдать должное другим, где это надо. Если Вы используете чужие рисунки или данные, обязательно упоминайте об этом.

Один из путей поддержания интереса – организация доклада в виде рассказа. Используя нестандартный порядок изложения материала, можно удержать интерес аудитории. Например, вместо доклада в формате научной статьи (введение/методы/результаты/обсуждение) или в некоей хронологии попробуйте использовать формат, обычно присущий таинственным историям. Только не позволяйте Вашему энтузиазму скрыть за историей материал, который лежит в основе Вашей презентации.

Все приходит с тренировками

Надо тренироваться – это самый важный фактор для хорошей презентации. Не готовьте доклад наспех – его нужно успеть «обкатать». У того, кто считает, что может выступить с ходу, получается либо беспорядочный, либо шероховатый и скучный доклад. Опыт показывает, что плохие доклады чаще делают исследователи в возрасте, уверовавшие в свою способность выступать без подготовки.

Сначала порепетируйте без зрителей. Можно записать выступление на видеокамеру и критически посмотреть, что получилось. Чтобы не улучшать плохой доклад, после нескольких прогонов сделайте пробное выступление перед коллегами и попросите высказать их свое мнение. Лучше тренироваться на людях, плохо знакомых с Вашей темой, чем на узких специалистах, которые будут придираться к деталям.

По мере репетиций попробуйте пересмотреть структуру доклада, связи между его положениями. Убирайте несущественные подробности.

Тренируйтесь со всеми частями. Если Вы всегда будете начинать сначала – у Вас будет прекрасное начало выступления, но бледный конец. Начинайте иногда с середины или с конца.

Старайтесь не подглядывать в бумажку, когда Вам это не нужно. Не старайтесь выучить текст наизусть, при тренировках старайтесь говорить разными словами, придерживаясь основного направления. Думайте об идеях доклада – и Ваши слова будут течь естественно. Используйте короткие предложения с простой конструкцией. Не используйте жаргон.

Говорите не спеша, делайте иногда паузы, во время которых аудитория сможет обдумать то, что Вы говорите. После того, как Вы показали новый слайд, сделайте небольшую паузу, чтобы зрители успели посмотреть на рисунок.

Не превышайте отведенного для доклада времени! Никогда!

Это проявление неуважения к аудитории. Укорачивайте Ваш доклад, выбрасывая детали, вспомогательную информацию.

Если детали совершенно необходимы, сделайте их в виде приложения и раздайте перед докладом зрителям. Часто чтобы сократить время доклада, говорят быстрее. Возможно, Вы уложитесь в отведенное время, но не добьетесь главной цели.

Оптимальная скорость выступления – около 100 слов в минуту.

Всегда оставляйте время на несколько вопросов в конце доклада. Чувство времени приходит с практикой, но имейте в виду, что на докладе из-за различных факторов может уйти до 20% больше времени, чем на репетиции.

Чем чаще Вы будете тренироваться, тем ненавистнее для Вас будет Ваш доклад. Поэтому после первого круга репетиций полезно сделать перерыв на 1–2 недели, и затем с новыми силами и мыслями продолжить подготовку. Это значит, что готовиться к докладу нужно начинать за 3–4 недели. За день до доклада прорепетируйте еще раз, используя зеркало.

Перед докладом

Если возможно, ознакомьтесь с помещением, в котором будете делать доклад. Убедитесь, что там есть необходимая аппаратура. Поинтересуйтесь, кто за нее отвечает. Если зал большой, а Ваш голос слабый – используйте микрофон. Протестируйте его, когда в зале нет зрителей. Проверьте наличие мела (фломастеров), тряпки, указки. Если это лазерная указка – в порядке ли батареи. Заранее приведите в порядок свою одежду и прическу.

Доклад

1. Делайте все так, как отрепетировали, лучше не импровизировать в последнюю минуту.

2. Старайтесь смотреть в глаза слушателям, но не фиксируйте взгляд только на одном зрителе – он будет чувствовать себя неловко.

3. Говорите не спеша, ясно и отчетливо, используйте естественные жесты.

4. Следите за своим поведением, постарайтесь не быть скованным, не шататься, не переступать с ноги на ногу, избегайте некоторых привычек – не перебирайте мелочь в кармане, не шагайте из угла в угол, не чешите волосы, не поправляйте одежду. Особое внимание обратите на слова-паразиты («типа», «как бы», «э-э», «значит» и пр.). Говорите обращаясь к аудитории, а не в угол, в потолок или экран. Не исчезайте за кафедрой (трибуной). Вас должны видеть!

5. Поддерживайте связь с аудиторией, вовлекайте ее в процесс презентации, задавая вопросы (на которые Вы сами и отвечаете) и с помощью контакта глазами.

6. Если у Вас нет опыта комедийного актера разговорного жанра, не злоупотребляйте шутками.

7. Заключение (обобщение) должно быть подготовленным и запоминающимся, не поддавайтесь соблазну добавить несколько слов экспромтом. Последние слова запоминаются сильнее, поэтому они должны быть отрепетированы заранее.

Ответы на вопросы

Часто ответы на вопросы оставляют большее впечатление, чем сам доклад.

1. Повторяйте вопрос, чтобы всем было ясно, о чем Вас спросили.

2. Перед ответом подумайте хотя бы секунду. Главное – дождитесь, когда спрашивающий закончит вопрос. Единственное исключение – когда вопрос неясный и беспорядочный. Но и это надо делать тактично, например «То есть Вы спрашиваете … ?». Не спешите давать ответ сразу же, этим Вы покажете уважение к спрашивающему и дадите себе время на то, чтобы убедиться, что Вы отвечаете именно на тот вопрос, который задан. Если Вы не уверены, попросите переформулировать вопрос или прояснить, о чем же спрашивают.

3. Если вопрос задан во время доклада, и он проясняет неопределенность – отвечайте сразу.

4. Избегайте затяжных дискуссий с одним человеком и пространных ответов.

5. Если Вас спросили о том, о чем Вы уже сказали ранее в докладе, ответьте еще раз.

6. Если не можете ответить на вопрос, то так и скажите.

Не извиняйтесь. Вместо «не знаю» можно использовать другие выражения: «Это не входило в задачи моей работы», «Это вне области моей компетенции», «С этим вопросом Вам лучше обратиться к …» и т.д. Затем Вы можете либо предложить обдумать (исследовать) вопрос и вернуться к нему как-нибудь позже, либо предложить человеку, задавшему вопрос, источник, где он может найти ответ, либо попросить аудиторию о предложениях.

https://vk.com/doc1463883_348312002?hash=f07141d225c1881971&dl=aec4adc01485c390a1

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: Классики |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта