Окт
21
2011

Психодиагностика детей с нарушениями в развитии

Потребность практики в методах оценки психического развития ребенка велика. Взрослым, работающим с детьми, нужно уметь соотносить нормы развития с индивидуальными особенностями ребенка. Важно ясно представлять себе весь диапазон показателей по какому-либо свойству или параметру, характерных для детей разных возрастов, чтобы можно было судить о норме или патологии развития.

Нервно-психическое развитие наиболее интенсивно и динамично в раннем детском возрасте (от 0 до 3 лет). В течение первых двух лет жизни, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторным периодом, развитие ребенка проходит ряд стадий, на каждой из которых по-разному осуществляется познание мира. Причем каждый новый шаг в развитии основывается на предшествующей стадии и включает некоторые из ранее сформировавшихся способностей. В этот период интеллект ребенка представлен в его действиях.

На первой стадии сенсомоторного периода ребенок обладает только рефлексами: он может сосать, двигать ручками и ножками, следить за движущимися предметами, реагировать на звук.

На второй стадии улучшается координация, возникает взаимодействие между различными рефлексами. Например, голодный младенец может сосать свой палец – действие, которое не является врожденным рефлексом.

На третьей стадии сенсомоторного периода ребенок старается продлить заинтересовавшее его впечатления, ориентируясь при этом на внешние цели. Ребенок, например, может стучать по погремушке, чтобы услышать издаваемые ею звуки. На четвертой стадии дети могут координировать свои  действия для достижения внешних целей. К концу первого года жизни малыш старается открыть крышку коробки, чтобы достать игрушку, которую у него на глазах туда положили.

В начале второго года жизни ребенок переходит на пятую стадию, которая характеризуется возникновением новых сенсомоторных схем. В возрасте полутора лет  младенец, увидев под кроватью интересную игрушку, постарается ее достать рукой, но потерпев неудачу, с помощью палки.  Использование палки является новой сенсомоторной схемой, с помощью которой ребенок достигает желанной цели.

На последней, шестой стадии дети могут создавать новые схемы, мысленно исследуя объекты и представляя себе результаты своих действий. Если ребенок хочет достать что-то, но не может сделать это из-за того, что предмет лежит высоко, он придвинет стул, встанет на него и достанет необходимую вещь.

На этой же стадии ребенок переходит от решения задач методом проб и ошибок к особому экспериментированию с объектом, исследованию средств и способов решения задач.

Психическое развитие ребенка осуществляется путем присвоения опыта человечества через овладение предметными действиями, речью. Важнейший путь влияния общения на психическое развитие ребенка состоит в том, что он в контактах со взрослыми наблюдает его  деятельность и черпает в ней образцы для подражания. Развитие деятельности ребенка происходит под руководством взрослых, под влиянием организованного и стихийного воспитания и обучения, в ходе которого ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями.

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:
Автор: Наталья ЛушниковаРубрика: психодиагностика |

Отзывов нет »

RSS-лента комментариев к этой записи. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Работает на WordPress | Aeros Theme | TheBuckmaker.com WordPress Themes | Русификация: SeOne.ru - раскрутка сайта